Программа «Замыслы» реализуется с использованием методов интермодальной терапии искусствами в синергии с музыкальной терапией и направлена на развитие инклюзивной среды на культурных площадках для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Сочетание разных видов искусств помогает подобрать правильный язык общения с ребёнком, которому может быть трудно или невозможно выражаться вербально. Ребёнок получает возможность раскрыть своё подсознание, проработать глубинные эмоции наиболее подходящим ему способом.
Уникальные работы, созданные детьми в процессе терапевтических сеансов можно посмотреть на специальном сайте проекта.
8 июля, в День семьи, любви и верности, в Марфо-Мариинской Обители Милосердия состоялся III Фестиваль «Целебная сила Любви, Музыки и Искусства». В событии приняли участие дети с ограниченными возможностями здоровья из коррекционных учреждений, родители и специалисты сферы реабилитации Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и Козельска.
13 декабря 2022 года прошла Новогодняя благотворительная программа «Я в Сказке» в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Фонд совместно с Благотворительной музыкально-образовательной программой «Консерватория-детям» представили сказку-оперу «Городок Жур-Жур. Новогодняя фантазия». Проект создан в рамках разработанной методики по интермодальной терапии искусствами и музыкальной терапии и стал новогодним подарком для подопечных центров содействия семейному воспитанию, детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Оригинальным художественным оформлением новогоднего спектакля стала выставка «Замыслы» – коллекция работ, созданных детьми с ограниченными возможностями здоровья.
23 сентября 2022 года на территории Марфо-Мариинской Обители Милосердия состоялась наша Благотворительная программа «Целебная сила Любви, Музыки и Искусства» для детей с ОВЗ, родителей, студентов творческих вузов, сотрудников реабилитационных учреждений, специалистов и Партнёров фонда.
Дети участвовали в занятиях и мастер-классах по интермодальной терапии искусствами вместе с художниками и скульпторами. Каждая площадка представляла собой синергию творческих потоков экспрессивной терапии: мастер-классы по акварели, графике, лепке. Процесс создания Арт-объектов сопровождался музыкальной терапией.
Проект создан в рамках разработанной методики по интермодальной терапии искусствами и музыкальной терапии и стал новогодним подарком для подопечных центров содействия семейному воспитанию, детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В апреле – мае 2022 года фонд провел серию мероприятий совместно с Московским музеем современного искусства и Государственным музеем А.С. Пушкина. Для детей из подопечных коррекционных учреждений были разработаны специальные форматы занятий для погружения в музейную среду.
Подход к знакомству детей с художественными произведениями основан на принципе полимодального (комплексного) восприятия искусства — визуального, слухового, тактильного, пластического. Так, например, в ММОМА дети раздвигали границы восприятия: слушали и озвучивали цвета и формы, а затем по мотивам авторской работы создавали свою собственную картину из пластилина. Стоит отметить, что такое творчество является не только терапевтическим процессом, но и материалом для дальнейшей работы психолога.
В Музее А.С. Пушкина мы соединили музыкальную терапию со сказкотерапией — дети погружались в волшебный мир пушкинских сказок в сопровождении классической музыки, перевоплощались в сказочных персонажей в театрализованном действии под музыку, угадывали сюжеты сказок по звуковым образам.
Интермодальная терапия экспрессивными искусствами или экспрессивная терапия (Expressive arts therapy) — молодое пассионарное направление арт-терапии, возникшее в 70-е годы прошлого века в США и Европе.
Отличительная черта направления — интердисциплинарный подход, при котором используется не один, а сразу несколько видов искусства, такие как музыка, рисунок, живопись, скульптура, театральное искусство, танец, литературное творчество и т.д.
Интермодальная терапия сегодня — бурно развивающееся направление со своими изданиями, международными конференциями и международной Ассоциацией.
Специалисты нашего фонда видят огромный потенциал в использовании интермодальной терапии искусствами в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Во-первых, сочетание разных видов искусств помогает терапевту подобрать правильный язык общения с ребёнком, которому может быть трудно или невозможно выражаться вербально.
Во-вторых, согласно данной методике, всё выраженное с помощью языка различных искусств может быть феноменом, пришедшим из эмоциональных глубин личности. Сочетание искусств позволяет ребёнку раскрывать своё подсознание, прорабатывать глубинные эмоции наиболее подходящим ему способом.
Использование интермодальных средств в арт-терапии обеспечивает переориентацию участников занятий с привычных форм мышления на альтернативные, связанные с творчеством. Практика экспрессивных искусств возвращает контакт со своим телом, с миром воображения, с реальностью сил природы вокруг нас.
Мы активно применяем идеи и техники интермодальной терапии искусствами на наших занятиях с детьми.
Применение музыкальной терапии в сочетании с другими видами искусства (живопись, графика, скульптура, танец, перфомансы) открывает широкие возможности для успешной терапии, целью которой является «обнаружить, выразить и отпустить», ведь «Душа любит говорить на языке искусств» (Daria Halprin, «Жить Искусно», 1998).
Интермодальный подход воплощается в программе фонда «Сфера Возможностей». На занятиях «ЭкоТело» мы практикуем гармонизацию физического тела и души, учим детей слушать и слышать своё тело, подобно музыке. «Арт Йога — совокупность духовных, психических и физических практик, актёрского мастерства, танца и музыки, применяемые для раскрытия внутренних ресурсов детей, высвобождения их творческого потенциала.
Благодаря сотрудничеству фонда с культурными площадками Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга мы получаем бесценный опыт развития в сфере терапии экспрессивными искусствами, сочетая с деятельностью фонда по продвижению эффективных технологий терапии и реабилитации для детей, которым они могут существенно улучшить качество жизни, а также способствовать процессу социальной адаптации.